Торговая марка является одним из видов промышленной собственности, которая охранается нормами права относящиеся к интеллектуальной собственности.
Право на торговую марку возникает с момента её или использования, или регистрации. Право на торговую марку, порождаемое данными фактами, имеет одновременно исключительный и абсолютный характер.
Исключительный характер проявляется в запрете третьим лицам права использовать идентичную или схожую торговую марку для маркировки производимых товарах (или услугах), а также введению их в торговый оборот на той территории страны, где имеется охрана. Охрана торговой марки может быть приобретена согласно выданному Патентным ведомством охранным документом, который действует на всей территории, например, Украины и имеет название "свидетельство на знак для товаров и услуг".
Абсолютный характер проявляется в том, что охрана торговой марки распространяется и действует на любое лицо, которое недобросовестно использует идентичную или схожую чужую торговую марку.
С целью эффективного управления правами торговой марки, торговую марку необходимо классифицировать за определенными признаками. В разных источниках пользуются различными классификационными признаками торговой марки. Эффективное управление правами торговой маркой базируется на применении разнообразных классификационных признаков торговой марки, что позволяет определять место торговой марки в информационной системе и роли торговой марки в процессе реализации стратегических и оперативных целей предприятия.
Многообразие классификационных признаков торговой марки привело сегодня к наличию в юридической и экономической литературе большого количества направлений классификации торговой марки.
Дифференциация разновидностей торговой марки в обобщенном виде представлено ниже в таблице за определенными классификационными признаками торговой марки.
Обобщенная классификация торговой марки
Классификационный признак |
Виды торговой марки |
За юридическим содержанием торговая марка |
незарегистрированная; зарегистрированная |
За формою выражения торговая марка |
словесная; изобразительная; объемная; комбинированная; световая; звуковая |
За степенью известности торговая марка |
обычные; известные; общеизвестные
|
За количеством измерений торговая марка |
двухмерные (плоские); трехмерные (объемные) |
За различительной способностью торговая марка |
сильная; слабая |
За типом воздействия на органы чувств торговая марка |
для слуха; для зрения; для осязания; для обоняния; для вкуса; комбинированная |
За количеством и спецификою пользователей торговая марка |
индивидуальная; в совместной собственности; коллективная; сертификационная |
За характером использования в хозяйственной деятельности торговая марка |
работающая; неработающая |
За источником происхождения торговая марка |
собственная; заемная (лицензионная или франчайзинговая) |
За объектом использования торговая марка |
товарный знак; знак обслуживания |
За субъектом использования торговая марка |
марка производителя; марка представителя услуг; марка посредника |
За степенью охвата продукции / услуг торговая марка |
индивидуальная для конкретного товара / услуги; индивидуальная для группы товаров / услуг; индивидуальная для всего ассортимента |
За территориальным охватом торговая марка |
марка регионального рынка; марка общегосударственного рынка; марка международного ринка |
За сроком получения торговая марка |
обычная ; ускоренная |
Вывод:
1.Право на торговую марку:
1.1.возникает с момента использования или регистрации. Но при регистрации торговой марки больше получаемых преимуществ: в частности, у Собственника торговой марки имеется законная возможность запрещать использование торговой марки всем другим лицам без его на то разрешение;
1.2.имеет одновременно исключительный и абсолютный характер.
2. Эффективное управление правами торговой маркой базируется на применении разнообразных классификационных признаков торговой марки, что позволяет определять место торговой марки в информационной системе и роли торговой марки в процессе реализации стратегических и оперативных целей предприятия.
помощник
патентного поверенного
Снежана Бондаренко